Государственное учреждение образования «Средняя школа №13 г. Борисова»
телефон: 8 0177 73 21 13
email: school13@rooborisov.by
222512 Минская обл., г.Борисов ул. Розы Люксембург, д.66

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ СЕГОДНЯ

Пару слов о главном

Учитель, без сомнения, - самая известная и востребованная можно сказать, что она по сути своей никогда не исчез­нет. Это одна из тех базовых, исконных профессий, которые появились и развивались вместе с человеческой цивилизацией. И каждый новый ви­ток общественного развития, каждая историческая эпоха усложняли зада­чи педагога, предъявляли новые требования к его мастерству.

Если в гимнасиях1 Древней Греции один учитель мог обучить своих учеников основам арифметики и письма, риторики и музыки, геометрии и астрономии, то сегодня педагоги - специалисты десятков разных на­правлений работают в детских садах и школах, колледжах и университе­тах, центрах коррекционной помощи и творческих студиях, в аудиториях и удаленно, в компьютерных сетях, пишут учебники и проводят тренин­ги, помогают раскрыть способности и таланты детям и взрослым.

Чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным, совре­менный педагог постоянно совершенствуется в профессии. Это называют непрерывным педагогическим образованием. Первой ступенькой которо­го является педагогический класс!

С чего начать?

Чтобы понять, насколько разнообразен мир педагогической про­фессии сегодня, заглянем в Общегосударственные классификаторы Рес­публики Беларусь «Занятия» и «Специальности и квалификации».

В первом найдем подгруппу 23 «Специалисты-профессионалы в сис­теме образования». Там сказано, что «специалисты-профессионалы в   системе   образования   исследуют,   разрабатывают,   совершенствуют концепции, понятия и методы в обласга педагогики, осуществляют их практическое применение и преподавание научных и практических зна­ний на разных уровнях».

В большинстве своем занятия, образующие эту подгруппу, отличаются высокой степенью сложности выполняемых работ, для осуществления ко­торых требуется четвертый (высший) уровень квалификации, предполагающий наличие высшего образования, а в ряде случаев ученой степени.

Обязанности, выполняемые работниками указанной подгруппы, вклю­чают: преподавание знаний в различных областях науки и практическое обучение на разных уровнях образования; проведение научных иссле­дований с целью разработки и совершенсгвования когщепций, понятий и методов в педагогике; разработку учебников и методических пособий; консультирование по вопросам преподавания и обучения; разработку и практическое применение методов специального обучения людей с фи­зическими недостатками; пропаганду знаний; инспектирование деятель­ности учреждений образования; подготовку и издание научных трудов, сообщений и статей. Специалисты-профессионалы этой подгруппы, как правило, отличаются высокой степенью самостоятельности выполнения работ, а в некоторых случаях могут осуществлять руководство другими работниками.

Во втором документе, Общегосударственном классификаторе «Специ­альности и квалификации», в систематизированном указателе специаль­ностей общего высшего образования найдем профиль - «Образование». В нем размещены группы специальностей, которые охватывают различ­ные области образования: дошкольное, начальное, предметное, психоло­го-педагогическое и др.

Если Вам интересна педагогическая профессия, Вы обнаруживаете в себе коммуникативные, организаторские, творческие способности, вни­мательно изучите таблицу, которая составлена по материалам системати­зированного указателя. Уверены, что Вы найдете себе профессиональное занятие по душе.

Какую область образования выбрать? (профиль)

На кого пойти учиться?

(специальность)

Кем возьмут работать?

(должность)

Область дошкольного и начального образования

Педагог в области дошкольного образования

Воспитатель дошкольного

образования

Педагог дополнительного

образования

 

 

Педагог в области начального образования

Учитель

Педагог-организатор Педагог дополнительного образования

Область физической культуры

Педагог в области физической культуры

Преподаватель Учитель

Педагог-организатор Педагог дополнительного образования

Сопровождение

образовательного

процесса

Педагог в области социального и психолого-педагогического образования

Педагог социальный Педагог-организатор Педагог-психолог

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифло­педагог, сурдопедагог, олигофренопедагог)

 

 

Специальное и инклюзивное образование

 

 

Предметная специализация

Педагог в области историческо­го образования

Преподаватель Учитель  „

Педагог-организатор Педагог дополнительного образования

 

 

Педагог в области филологиче­ского образования (белорусский язык и литерату­ра, русский язык и литература, иностранные языки)

 

 

 

 

Педагог в области природовед­ческого образования (география, биология, химия)

 

 

 

 

Педагог в области физико-математического образования (физика, математика, информа­тика)

 

 

 

Педагог в области технологиче­ского образования (технический и обслуживающий труд, техническое творчество)

 

 

Педагог в области художественно-эстетического образования (музыкальное и изобразитель­ное искусство, мировая художе­ственная культура, черчение)

 

 

В чем особенности тех или иных профессий?

Педагогические профессии занимают особую нишу в жизнедея­тельности общества. Всех их отличает предельное благородство мис­сии, явная ориентация на социальный заказ, высокий уровень общест­венных ожиданий, необходимость сформированности у представителей этой профессии ряда качеств и способностей: нравственных, лидерских, коммуникационных, организаторских, волевых, интеллектуальных и др. В предельно обобщенном виде профессия педагога подразумевает орга­низацию, обеспечение, сопровождение образовательного процесса (обучения, воспитания, развития личности). Однако, наряду с общими, базовыми отличиями педагогической деятельности от всех иных, в каж­дой из разновидностей педагогических профессий есть своя специфика. Она обусловлена конкрешыми целями и задачами той или иной сферы педагогического труда. Эти цели и задачи мы находим в различных нор­мативных документах (в первую очередь, образовательных стандартах), регламентируюящх содержание деятельности педагогов в детских садах и школах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилита­ции, социально-педагогических и психологических службах, детских до­мах и центрах дополнительного образования и др.

 

Специальность

Содержание деятельности

Результаты деятельности

Педагог в области

дошкольного

образования

Физическое, социально-нравствен­ное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие детей раннего и дошкольного воз­раста

Формирование у детей раннего и дошкольного возраста навыков физической культуры, элементар­ных математических представле­ний, представлений о жизни в об­ществе, взаимоотношениях чело­века и природы.

Развитие речи и культуры речево­го общения, обучение грамоте, приобщение к искусству

Разностороннее развитие и социализация воспитан­ника раннего и дошкольно­го возраста в соответствии с его возрастными и инди­видуальными возможностя­ми, способностями и потребностями

Педагог в области

начального

образования

Адаптация учащихся к окружа­ющей действительности, школь­ной жизни, формирование статуса ученика. Выявление и развитие учебно-познавательной мотива­ции, создание условий для вклю­чения учащихся в разнообразные виды деятельности (учебную, тру­довую, коммуникативную и дру­гие). Формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружа­ющему миру, готовности к позна­нию закономерностей развития природы, общества, человека

Выявление способностей и склонностей учащихся младшего школьного воз­раста, развитие их познава­тельных интересов и инди­видуальности. Воспитание нравственно-этических ка­честв, эмоционально-ценно­стного отношения к окру­жающей действительности. Формирование общеучеб­ных умений и навыков, ба­зовых знаний, умений и на­выков чтения, письма, сче­та, общения, здорового образа жизни и безопасно­го поведения

Педагог в области физической

культуры

Развитие у учащихся отношения к собственному здоровью и здоро­вью окружающих как к ценности; потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздорови­тельной и спортивной активности. Формирование навыков здорового образа жизни; укрепление здоро­вья учащихся и разностороннее физическое развитие и др.

 

 

 

Формирование физической культуры личности и оздо­ровление учащихся с учетом их возрастных особенностей

Педагог в области социального и психолого-педагогическое образования

Организация своевременной ком­плексной личностно-ориентиро-ванной социально-педагогиче­ской, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитан­никам, а также тем из них, кто име­ет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или нахо­дится в социально-опасном поло­жении. Содействие в формирова­нии эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагоги­ческих коллективах учреждения образования, семьях обучающих­ся, воспитанников и их социаль­ном окружении и др.

Создание условий для пол­ноценного развития, пози­тивной социализации, про­фессионального становле­ния и жизненного самоопределения обучаю­щихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окру­жении

Специальное и инклюзивное образование

Обеспечение специальных условий для овладения учащимися с особы­ми образовательными потребностя­ми основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познаватель­ной, творческой и коммуникатив­ной деятельности в соответствии с их познавательными возможно­стями и состоянием здоровья. Фор­мирование у них готовности к тру­довой деятельности, самостоятель­ному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности и др.

Повышение качества жиз­ни учащихся с особыми образовательными потреб­ностями через реализацию их права на получение об­разования или коррекци-онно-педагогической помо­щи в соответствии с их по­знавательными возможностями и состояни­ем здоровья

Педагог

с предметной

специализацией

Создание условий для овладения учащимися нормами культуры, знаниями и умениями (решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информаци­онные умения, умение работать с разными источниками информа­ции и др.) в процессе освоения гуманитарных, естественнонауч­ных и социокультурных учебных предметов

Овладение учащимися основами наук, навыками умственного и физического труда, формирование у них навыков познавательной деятельности, формирова­ние системного мировоззре­ния и гуманистических цен­ностных ориентшдий, мо­рально-этических и культурных норм. Формирование здорового образа жизни, опъгга без­опасного поведения, формирование активной жизненной позиции, готов­ности к профессионально­му самоопределению, про­должению образования

 

 

Версия сайта для слабовидящих