ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ СЕГОДНЯ
Пару слов о главном
Учитель, без сомнения, - самая известная и востребованная можно сказать, что она по сути своей никогда не исчезнет. Это одна из тех базовых, исконных профессий, которые появились и развивались вместе с человеческой цивилизацией. И каждый новый виток общественного развития, каждая историческая эпоха усложняли задачи педагога, предъявляли новые требования к его мастерству.
Если в гимнасиях1 Древней Греции один учитель мог обучить своих учеников основам арифметики и письма, риторики и музыки, геометрии и астрономии, то сегодня педагоги - специалисты десятков разных направлений работают в детских садах и школах, колледжах и университетах, центрах коррекционной помощи и творческих студиях, в аудиториях и удаленно, в компьютерных сетях, пишут учебники и проводят тренинги, помогают раскрыть способности и таланты детям и взрослым.
Чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным, современный педагог постоянно совершенствуется в профессии. Это называют непрерывным педагогическим образованием. Первой ступенькой которого является педагогический класс!
С чего начать?
Чтобы понять, насколько разнообразен мир педагогической профессии сегодня, заглянем в Общегосударственные классификаторы Республики Беларусь «Занятия» и «Специальности и квалификации».
В первом найдем подгруппу 23 «Специалисты-профессионалы в системе образования». Там сказано, что «специалисты-профессионалы в системе образования исследуют, разрабатывают, совершенствуют концепции, понятия и методы в обласга педагогики, осуществляют их практическое применение и преподавание научных и практических знаний на разных уровнях».
В большинстве своем занятия, образующие эту подгруппу, отличаются высокой степенью сложности выполняемых работ, для осуществления которых требуется четвертый (высший) уровень квалификации, предполагающий наличие высшего образования, а в ряде случаев ученой степени.
Обязанности, выполняемые работниками указанной подгруппы, включают: преподавание знаний в различных областях науки и практическое обучение на разных уровнях образования; проведение научных исследований с целью разработки и совершенсгвования когщепций, понятий и методов в педагогике; разработку учебников и методических пособий; консультирование по вопросам преподавания и обучения; разработку и практическое применение методов специального обучения людей с физическими недостатками; пропаганду знаний; инспектирование деятельности учреждений образования; подготовку и издание научных трудов, сообщений и статей. Специалисты-профессионалы этой подгруппы, как правило, отличаются высокой степенью самостоятельности выполнения работ, а в некоторых случаях могут осуществлять руководство другими работниками.
Во втором документе, Общегосударственном классификаторе «Специальности и квалификации», в систематизированном указателе специальностей общего высшего образования найдем профиль - «Образование». В нем размещены группы специальностей, которые охватывают различные области образования: дошкольное, начальное, предметное, психолого-педагогическое и др.
Если Вам интересна педагогическая профессия, Вы обнаруживаете в себе коммуникативные, организаторские, творческие способности, внимательно изучите таблицу, которая составлена по материалам систематизированного указателя. Уверены, что Вы найдете себе профессиональное занятие по душе.
Какую область образования выбрать? (профиль)
|
На кого пойти учиться?
(специальность)
|
Кем возьмут работать?
(должность)
|
Область дошкольного и начального образования
|
Педагог в области дошкольного образования
|
Воспитатель дошкольного
образования
Педагог дополнительного
образования
|
|
Педагог в области начального образования
|
Учитель
Педагог-организатор Педагог дополнительного образования
|
Область физической культуры
|
Педагог в области физической культуры
|
Преподаватель Учитель
Педагог-организатор Педагог дополнительного образования
|
Сопровождение
образовательного
процесса
|
Педагог в области социального и психолого-педагогического образования
|
Педагог социальный Педагог-организатор Педагог-психолог
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог)
|
|
Специальное и инклюзивное образование
|
|
Предметная специализация
|
Педагог в области исторического образования
|
Преподаватель Учитель „
Педагог-организатор Педагог дополнительного образования
|
|
Педагог в области филологического образования (белорусский язык и литература, русский язык и литература, иностранные языки)
|
|
|
Педагог в области природоведческого образования (география, биология, химия)
|
|
|
Педагог в области физико-математического образования (физика, математика, информатика)
|
|
|
Педагог в области технологического образования (технический и обслуживающий труд, техническое творчество)
|
|
|
Педагог в области художественно-эстетического образования (музыкальное и изобразительное искусство, мировая художественная культура, черчение)
|
|
В чем особенности тех или иных профессий?
Педагогические профессии занимают особую нишу в жизнедеятельности общества. Всех их отличает предельное благородство миссии, явная ориентация на социальный заказ, высокий уровень общественных ожиданий, необходимость сформированности у представителей этой профессии ряда качеств и способностей: нравственных, лидерских, коммуникационных, организаторских, волевых, интеллектуальных и др. В предельно обобщенном виде профессия педагога подразумевает организацию, обеспечение, сопровождение образовательного процесса (обучения, воспитания, развития личности). Однако, наряду с общими, базовыми отличиями педагогической деятельности от всех иных, в каждой из разновидностей педагогических профессий есть своя специфика. Она обусловлена конкрешыми целями и задачами той или иной сферы педагогического труда. Эти цели и задачи мы находим в различных нормативных документах (в первую очередь, образовательных стандартах), регламентируюящх содержание деятельности педагогов в детских садах и школах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогических и психологических службах, детских домах и центрах дополнительного образования и др.
Специальность
|
Содержание деятельности
|
Результаты деятельности
|
Педагог в области
дошкольного
образования
|
Физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Формирование у детей раннего и дошкольного возраста навыков физической культуры, элементарных математических представлений, представлений о жизни в обществе, взаимоотношениях человека и природы.
Развитие речи и культуры речевого общения, обучение грамоте, приобщение к искусству
|
Разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями
|
Педагог в области
начального
образования
|
Адаптация учащихся к окружающей действительности, школьной жизни, формирование статуса ученика. Выявление и развитие учебно-познавательной мотивации, создание условий для включения учащихся в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, коммуникативную и другие). Формирование элементов базовых компонентов культуры, ценностного отношения к окружающему миру, готовности к познанию закономерностей развития природы, общества, человека
|
Выявление способностей и склонностей учащихся младшего школьного возраста, развитие их познавательных интересов и индивидуальности. Воспитание нравственно-этических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Формирование общеучебных умений и навыков, базовых знаний, умений и навыков чтения, письма, счета, общения, здорового образа жизни и безопасного поведения
|
Педагог в области физической
культуры
|
Развитие у учащихся отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности. Формирование навыков здорового образа жизни; укрепление здоровья учащихся и разностороннее физическое развитие и др.
|
Формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей
|
Педагог в области социального и психолого-педагогическое образования
|
Организация своевременной комплексной личностно-ориентиро-ванной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально-опасном положении. Содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении и др.
|
Создание условий для полноценного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении
|
Специальное и инклюзивное образование
|
Обеспечение специальных условий для овладения учащимися с особыми образовательными потребностями основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья. Формирование у них готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности и др.
|
Повышение качества жизни учащихся с особыми образовательными потребностями через реализацию их права на получение образования или коррекци-онно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья
|
Педагог
с предметной
специализацией
|
Создание условий для овладения учащимися нормами культуры, знаниями и умениями (решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками информации и др.) в процессе освоения гуманитарных, естественнонаучных и социокультурных учебных предметов
|
Овладение учащимися основами наук, навыками умственного и физического труда, формирование у них навыков познавательной деятельности, формирование системного мировоззрения и гуманистических ценностных ориентшдий, морально-этических и культурных норм. Формирование здорового образа жизни, опъгга безопасного поведения, формирование активной жизненной позиции, готовности к профессиональному самоопределению, продолжению образования
|